3M («Три Эм», NYSE: MMM, в прошлом — Minnesota Mining and Manufacturing Company) — американская химическая корпорация работающая в области промышленности, безопасности работников, здравоохранения и товаров повседневного спроса. Штаб-квартира — в городе Сент-Пол, штат Миннесота (США).

Общий объём продаж компании в мире в 2018 году составил 32,8 миллиардов долларов, что делает ее 95 в списке крупнейших корпораций США. По состоянию на 2018 год в компании работает около 93 500 человек, в 70 странах мира.

Компания была основана в 1902 году в США в штате Миннесота недалеко от процветающей деревни на берегу озера Верхнее пятью предпринимателями в целях использования редкого минерала корунд в качестве абразива: адвокатом, врачом, двумя руководителями железной дороги, а также мясником. Однако, ввиду того, что корунда в породе не оказалось, бизнес компании оказался под угрозой. Высокая конкуренция и низкое качество абразива привели к тому, что компания влезла в долги. Штаб-квартира компании была переведена в Дулут в 1905 году. В мае 1905 года основным инвестором компании был Эдгар Б. Обер, который вместе с партнёром Люциусом Понд Ордвей в целях спасения компании выкупили 60 % её акций, а также привлекли дополнительно 250 тыс. долларов США. В 1910 году был построен новый завод по производству абразива в городе Сент-Пол. В 1916 году Ордвей принял решение перенести штаб-квартиру в Сент-Пол в связи с тем, что послевоенный рост экономики мог позволить улучшить позиции компании. Первые дивиденды по акциям были выплачены также в этом году.

Наибольшим значением для компании стал приход в компанию Уильяма Макнайта в 1907 году и А. Г. Буша в 1909 году. Макнайт работал в качестве генерального директора с 1914 по 1929 год, президента с 1929 по 1949 год, председателем правления с 1949 по 1966 год. Макнайт и Буш разработали агрессивную стратегию продаж, ориентированную на клиентов марки. Торговые представители, вместо того, чтобы контактировать с агентом по закупкам компании, приходили непосредственно в магазин, где они могли говорить с людьми, которые использовали их продукцию. Благодаря такому принципу компания знала, как и в какую сторону нужно улучшать свою продукцию. В 1921 году был получен патент на первый водостойкий абразив, благодаря которому бизнес был заметно расширен.

Изобретение прозрачного скотча во время Великой депрессии помогло компании расти в условиях, при которых большинство предприятий боролись за уровень безубыточности. Потребители использовали скотч в различных формах: для разорванной бумаги, укрепления переплётов, починки. К 1932 году новый продукт продавался так хорошо, что основная клиентская база компании 3М сместилась от мебели и автомобильных заводов в магазины канцелярских товаров. В 1930-х годах 3M направляла около 45 процентов своей прибыли в новые научно-исследовательские работы.

В 1947 году 3М провела первый публичный выпуск акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, что привлекло к компании дополнительное внимание. Среди новинок, дебютировавших в послевоенные годы, — магнитные аудиокассеты, которые появились в 1947 году благодаря сотрудничеству с SONY. В 1949 году Макнайт ушёл с поста руководителя компании, став председателем совета директоров; под его управлением компания выросла почти в 20 раз, а штат сотрудников превысил 10 000 человек.

Ричард Карлтон, сменивший Макнайта, сохранил ценности компании, ориентированные на исследования, что привело к появлению новых инноваций в 1950-е годы: первая технология копирования текста, появление копировального аппарата ThermoFax (1951), Scotchgard (1956), и Scotch-Brite губки (1958). В 1959 году двадцатый год подряд происходило увеличение продаж.

В 1960-х годах годовой оборот компании достиг одного миллиарда долларов, основным направлением стало производство магнитных носителей. В 1970-е годы произошёл ряд отставок нескольких топ-менеджеров. Рост продаж замедлился также в течение десятилетия, особенно в нефтяной кризис 1974 года. Руководство 3M в ответ на кризис обратилось к сотрудникам в поисках способов сократить издержки компании на каждом заводе. Компания также имела трудности с потребительскими товарами. Особенно большой урон компании принесла потеря рынка магнитных кассет, на котором, вследствие снижения цен, стали доминировать два японских производителя, TDK и Maxell. Компания 3M придерживалась традиции отказа от рынков, на которых она не могла устанавливать собственные цены.

Когда Льюис Лер стал президентом компании в 1981 году, он отметил: «Не существует бизнеса, где мы не могли бы придумать новые технологии». Он быстро реструктуризировал компанию на четыре сектора: производство и потребление, электроника и информационные технологии, графические технологии, а также естественных наук, содержащих в общей сложности около 40 подразделений. Он также установил цель, чтобы 25 процентов заработка каждого подразделения приносили продукты, которых не было ещё пять лет назад. Основным продуктом, позволившим найти выход из сложной ситуации, стало появление Post-it.

В 1990-х компания достигла рекордного объёма продаж. После этого перед компанией была поставлена новая цель: не менее 30 процентов от будущих продаж должны были поступать за счёт продуктов, разработанных в течение последних четырёх лет.

Начало 2000-х было тесно связано с приходом нового исполнительного директора и с сокращением расходов, и 3M в течение первого года сэкономила более чем полмиллиарда долларов. В 2002 году компания выпустила на рынок композитный провод ACCR, используемый в высоковольтных линиях электропередачи. Также в этом году компания была переименована в «3M Company». Вторая половина десятилетия связана с реструктуризацией деятельности компании.

История открытий:
1906 — первый абразив 3М Three-M-ite
1925 — клейкая лента Scotch
1939 — световозвращающая плёнка Scotchlight для дорожных знаков
1944 — магнитная лента для звукозаписи
1960 — диапроектор
1967 — одноразовые респираторы
1968 — цветной копировальный аппарат
1979 — лёгкий утеплитель Thinsulate
1980 — клейкие блокноты для заметок Post-it
2001 — высокочувствительный стетоскоп Littmann 4000
2002 — многофункциональная система для презентаций 3М
2005 — алюминиевый композитный усиленный провод для высоковольтных линий электропередач
2006 — технология 3D сканирования ротовой полости — Lava
2008 — микропроектор MPro 110

Сегодня на предприятиях компании в 60 странах мира производится более 50 тыс. наименований товаров для медицины и различных отраслей промышленности, в том числе автомобильной, нефтегазовой, горнодобывающей и др. (абразивные, клеящие материалы и др.).

Ассортимент 3M по направлению Средства для безопасности, охраны и защиты:
  • Защита дыхания: противопылевые респираторы, фильтрующие маски и полумаски, силовые респираторы и респираторы с принудительной подачей воздуха;
  • Противошумные наушники, коммуникационные наушники, противошумные вкладыши (беруши);
  • Защитные очки и маски;
  • Каски, оголовья, шлемы;
  • Лицевые защитные щитки для сварщиков;
  • Защитные комбинезоны;
  • Противоусталостные покрытия, противоскользящие и противопожарные покрытия;
  • Салфетки и губки;
  • Абразивные круги для ухода за полом;
  • Средства для влажной, сухой уборки пола, уборки труднодоступных мест;
  • Тесты для оценки качества фритюра;
  • Утеплитель Thinsulate, из которого производят: постельное бельё, одежду, обувь;
  • Материалы для инжинирингового ремонта;