РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ

Электростанция - это устройство, двумя главными элементами которого являются топливный двигатель и электрогенератор. Максимально упрощенный принцип действия состоит в следующем: мотор превращает топливо во вращение своего вала, а генератор с ротором, связанным с валом двигателя, по закону Фарадея преобразует обороты в переменный электрический ток.

ВИДЫ НАГРУЗОК

Активные нагрузки. Самые простые нагрузки, у них вся потребляемая энергия преобразуется в тепло. Примеры: лампы накаливания, обогреватели, электроплиты, утюги и т. п. Здесь все просто: если их суммарная потребляемая мощность составляет 2 кВт, для их питания в точности достаточно 2 кВт.

Реактивные нагрузки. Все остальные. Они, в свою очередь, подразделяются на индуктивные и емкостные. Простейший пример первых - катушка, вторых - конденсатор. У реактивных потребителей энергия превращается не только в тепло - часть ее расходуется на другие цели, например, на образование электромагнитных полей. Мерой реактивности выступает так называемый cos. Например, если он равен 0,8, то 20% энергии преобразуется не в тепло. На приборах обычно указывают их <тепловую> потребляемую мощность и cos. Чтобы подсчитать <реальное> потребление нужно мощность разделить на cos?. Пример : если на дрели написано 500 Вт и cos=0,6 , это означает, что на самом деле инструмент будет потреблять от генератора 500:0,6=833 Вт. Надо иметь в виду также следующее: каждая электростанция имеет собственный cos , который обязательно нужно учитывать. Например, если он равен 0,8, то для работы вышеназванной дрели от электростанции потребуется 833 Вт : 0,8 = 1041 ВА. Кстати, именно по этой причине грамотное обозначение выдаваемой мощности ВА (вольт-амперы), а не Вт (ватты).

Высокие пусковые токи. Любой электродвигатель в момент включения потребляет энергии в несколько раз больше, чем в штатном режиме. Чтобы не вдаваться в технические подробности, приведем аналогию; представьте себе тяжелую тележку, стоящую на горизонтальной поверхности. Чтобы сдвинуть ее с места, требуется гораздо больше усилий, чем для поддержания в дальнейшем ее скорости. Стартовая перегрузка по времени не превышает долей секунды, поэтому главное - чтобы электростанция смогла ее выдержать, не отключаясь и тем более не выходя из строя. Кстати, с точки зрения пусковых токов один из самых страшных приборов - погружной насос, у которого в момент старта потребление может подскочить в 7-9 раз . Это и понятно: в отличие, скажем, от дрели у насоса отсутствует холостой ход - ему сразу приходится начинать качать воду.

ДВИГАТЕЛЬ

Двигатель справедливо считается "сердцем" установки. Именно его ресурс определяет срок "жизни" агрегата: среднее время наработки на отказ у блока электрогенератора всегда в несколько раз выше, чем у мотора. В большинстве случаев класс определяется используемым двигателем, а точнее, его моторесурсом. В частности, у высококачественного бензинового мотора время непрерывной работы до первого вероятного отказа исчисляется в среднем 3-5 тысяч часов, тогда как у упрощенного дешевого двигателя - всего лишь сотнями. Дизельные двигатели, как правило обладают ресурсом значительно выше чем бензиновые, их потребление топлива экономичнее, да и само дизельное топливо дешевле бензина и допускает менее жесткие условия по хранению, однако электростанция собранная на базе дизельного двигателя в 1,5-2 раза дороже аналогичной по мощности , но собранной на базе бензинового двигателя. Поэтому выбор в пользу установки, собранной на базе дизельного двигателя рационально делать в случае: использование в качестве основного источника электропитания (по крайней мере в случаях длительного ее использования); использование однородного вида топлива (наличие агрегатов работающих на дизельном топливе); электрических мощностях выше 10-12 кВА, на которых бензиновые двигатели практически не применяются.

Отличить высококлассный двигатель по внешним признакам не всегда просто. Если раньше широко применялись моторы с боковым расположением клапанов, то теперь сплошь и рядом - верхнеклапанные, производительностью примерно на 30% выше. Критерием принадлежности агрегата выступает наличие у него или по крайней мере возможность комплектации топливным баком большой емкости. Тем самым производитель изначально предусматривает длительную непрерывную эксплуатацию генераторной установки.

Другой атрибут "классности" - частота замены масла. Для качественных моторов этот показатель не ниже 100 часов работы.

О многом способны поведать и "внутренности" двигателя. Например, если у него стенки цилиндра не чугунные, а алюминиевые, то перед вами мотор не высокого класса. Кроме того, обратите внимание на материал, из которого изготовлены фильтры (воздушный, топливный, масляный). У простых моделей, как правило, используется бумага, поэтому фильтры требуют периодической замены.

ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР

Если говорить популярно, то синхронный альтернатор конструктивно сложнее: например, у него на роторе находятся катушки индуктивности. Асинхронный устроен гораздо проще: его ротор напоминает обычный маховик. Как следствие, такой генератор лучше защищен от попадания влаги и грязи (говорят, что он имеет "закрытую" конструкцию), и тут самое время вспомнить о классе защиты.

Класс защиты. Он обозначается двумя буквами (IР) и двумя цифрами.

Первая цифра означает:
• "2" - защита от касания пальцами и от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более 12 мм;
• "4" - защита от касания инструментом, пальцами или проволокой диаметром более 1 мм, защита от проникновения твердых посторонних частиц диаметром более 1 мм;
• "5" - полная защита от касания вспомогательными средствами любого типа и от проникновения пыли.

Вторая цифра:
• "3" - защита от струй воды, падающих под углом до 60 градусов от вертикали;
• "4" - защита от струй воды, падающих под любым углом.

Синхронные, как правило, соответствуют классу IР 23, тогда как асинхронные - IР 54. Впрочем, в последнее время практически у всех ведущих производителей появились инновационные синхронные агрегаты, удовлетворяющие IР54. Кроме защищенности, синхронные и асинхронные отличаются своими возможностями.

Кстати, на стабильность напряжения оказывает влияние и класс двигателя, а именно его способность поддерживать постоянные обороты (как правило, 3000) при изменениях нагрузки, наличие специальных систем стабилизации , в частности AVR (автоматический регулятор напряжения). Наконец, в качестве конструктивного исполнения более предпочтительны альтернаторы, не оборудованные щетками (так называемые -бесщеточные), так как они не требуют обслуживания и не создают помех.

ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ

Это один из самых главных параметров. Именно на него прежде всего обращает внимание потребитель. Здесь есть два "подводных камня":
• многие производители в каталогах приводят так называемую максимальную выходную мощность. Имейте в виду: этот параметр предусматривает кратковременную работу агрегата (в зависимости от фирмы интервал колеблется от нескольких секунд до нескольких минут). Реальная номинальная мощность обычно на несколько (иногда на десятки) процентов ниже;
• электростанция, как и любой другой прибор, обладает собственным cos ф. Одни производители при указании выходной мощности его учитывают, а другие - нет. Во
• втором случае пользователю придется самому подсчитать реальную номинальную мощность, умножая приведенную в каталоге на cos ф.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Генератор бензиновый Makita

Чем больше уровень шума, тем менее комфортно чувствует себя пользователь. Продолжительный шум может причинить вред нервной системе человека, поэтому очень важно предусмотреть меры защиты от шума путем установки шумопоглащающего оборудования (в шумопоглащающем корпусе) или размещения в специальном помещении.

Обычно уровень шума измеряется, как <звуковое давление> LpA или , как звуковая мощность LWA. Она является постоянной величиной для данного оборудования, звуковое давление зависит от расстояния до источника шума. Например звуковое давление LpA от источника шума с LWA=100дБ(А) на расстоянии 7 метров составит 72 дБ(А).

Для сравнения шумовых характеристик различных моделей следует иметь в виду, что разные производители приводят данные по шуму в различных величинах (либо звуковое давление либо звуковая мощность), а для звукового давления еще и на различном расстоянии (наиболее распространено 7 метров), а также для различной загрузки (обычно речь идет о номинальной мощности).

Время непрерывной работы без дозаправки определяется объемом топливного бака и расходом топлива. При сравнении этих характеристик у разных моделей важно, чтобы они были приведены к общему знаменателю - потребляемой мощности. Дело в том, что расход на 1/1, 3/4 и 1/2 номинальной мощности, может существенно отличаться. Для больших установок обычной опцией является возможность работы от внешнего топливного бака.

Система охлаждения бывают воздушного (как правило до 5-8 кВА), водяного и масляного охлаждения. В случае жидкостного охлаждения и размещения в неотапливаемом помещении полезной опцией является возможность электрического подогрева охлаждающей жидкости.

Запуск агрегата может быть произведен двумя способами: вручную (для чего необходимо потянуть за шнур или провернуть рукоятку) или электростартером (конечно, если модель ее имеет), то есть поворотом ключа или нажатием на кнопку. Кроме того, ряд агрегатов, оснащенных электростартером, допускают дистанционный запуск при помощи пульта, соединенного со станцией кабелем. Наличие электростартера является необходимым условием для превращения электроагрегата в полноценную систему резервного энергоснабжения, которая будет автоматически функционировать (в том числе включаться или выключаться) без какого-либо участия со стороны человека.

Яндекс.Метрика